Тема элиты, её качеств и задач наиболее остра сегодня для России. Знаменитый цикл Феликса Разумовского "Элита: фундамент и динамит русской власти" из документального проекта "Кто мы?" и статья современного философа на одной странице.
Политический философ Григорий Тульчинскоий (СПб) оставил Эху Москвы свое мнение на тему: "Э-э-э-лита… общества недоверия". Слово элита пришло из сельского хозяйства; истеблишмент – основной социальный слой общества, реализующий его ресурсы, политическая элита - это нечто иное.
Авторская программа Феликса Разумовского на канале КУЛЬТУРА.
Кто мы? "Элита: фундамент и динамит русской власти". 1-й выпуск Борьба за власть, борьба за контроль финансовых потоков, неумение и нежелание ответить на вызовы времени, преодолеть провинциальность и периферийность страны. Такова современная российская элита. И таковой она была много веков назад, в начале XI века, во времена киевского князя Ярослава Владимировича. Как и какими средствами удалось переломить эту ситуацию и подготовить элиту к созиданию Киевской Руси – нового центра мировой истории, политики и культуры.
Каковы возможности русской элиты? Может ли она после эпохи упадка возглавить общерусское дело? И с чего начинается на Руси любое исторически значимое дело, меняющее судьбу народа и государства? В поисках ответа на эти вопросы мы перенесемся в XIV век, бывший, по мнению историков, «золотым веком русского боярства». Многие представители этого правящего слоя станут героями Куликовской битвы и пожертвуют своими жизнями, чтобы Русь покончила с традицией подчинения Золотой Орде. Но путь на поле брани был труден, в первую очередь, для элиты. Соберет и воодушевит русские силы не князь и не боярин, а ушедший от мира пустынножитель, преподобный Сергий, в котором нация признала своего духовного учителя.
Так называемое «боярское правление» первой половины XVI века обернулось войной элит. В следующую эпоху, годы правления Ивана Грозного, развернется невиданная по жестокости война власти с элитой. С какой целью, ради чего велись обе эти войны? Была ли между ними реальная, а не мифическая связь? Почему элита в одночасье капитулировала перед верховной властью и фактически сама подписала себе смертный приговор? И, наконец, какова природа этого врожденного бессилия русской элиты?
Смута начала XVII века была эпохой великого бесчестия. Проходимцы всех мастей превосходно чувствовали себя на просторах русской жизни. Сменяя друг друга на русском троне, является череда самозванцев, а их окружение превращается в самозванческую элиту. Летом 1608 года рядом с Москвой, у села Тушина возникает новая самозванческая столица – лагерь Лжедмитрия II. Там будут действовать все традиционные московские государственные институты, только не настоящие. Московская знать, не побрезговав этим криминальным маскарадом, потянется к самозванцу за высокими чинами, почетными местами и иными благами.