Две большие разницы
Глава 2. Почему увольняют джобсов

Путать предпринимателя с руководителем странно хотя бы потому, что к каждому из этих статусов ведут совершенно разные дороги.


Человек, который однажды решил и начал производить "хорошую штуку" и продавать её на Рынке - предприниматель. Для тех, кто не производит ничего, а продаёт сделанное другими, в русском языке есть нерусское слово "коммерсант". Слово "купец" вышло из оборота не без радости последних; до эры Золотого Тельца к торговым людям в Российской Империи было не самое лучшее отношение (муви-кес «Кукла» — знаменитый фильм Войцеха Хаса 1968 года по роману Болеслава Пруса). В мою бытность работы в 90-х в системе поддержки предпринимательства, союзы людей дела состояли в основном из представителей торговли.


Чтобы стать руководителем, надо сначала устроиться на работу в чужую или государственную фирму и преодолеть несколько ступеней карьерной лестницы. Если на руководящую должность вы попали сразу со студенческой скамьи или с рынка (на этот раз с маленькой буквы "р"), то вы не руководитель - вы самозванец (ну или чей-то родственник). И (важно!) для работы руководителем нужны знания, положенные на хорошую понятийную базу. Карьере руководителя способствует базовое техническое или технико-экономическое образование. Обладатели такого диплома не только обучены думать, но обладают знаниями у которых есть прямые аналоги в бизнесе. Руководители без образования либо не достигают успеха на данном поприще, либо их решение наверстать упущенное и сесть за парту, сильно усложняет им жизнь и делает запоздалое образование поверхностным. Всё нужно делать вовремя, учиться - особенно.


Смесь из этих двух веществ - "предприниматель" и руководитель" - неустойчива, склонна к распаду и иногда ядовита. В бизнесе тоже есть свои аксиомы, как в Природе, или в математике.


1. Предприниматель, на которого вчера работало 3 человека, а сегодня 300, автоматически руководителем не становится.


2. Закон перехода количества в качество не работает в случае расширения границ ларька от малого до большого. Фирма не станет организацией, она станет большим ларьком с б'ольшим беспорядком и б'ольшими орг.издержками.


3. Встречаются руководители, имеющие лично свой свечной заводик, но не встречаются предприниматели заседающего в чьём-либо совете директоров в свободное от бизнеса время. Предприниматель не знает языка управляющих.


4. Не знание социально-экономических законов не освобождает от ответственности за судьбу предприятия.


Вернёмся на секунду к примеру с собственником, доходность бизнеса которого сопоставима или меньше доходности его равноценных банковских вложений. Почему же он всё же остаётся у штурвала? Демагогических версий, что тому причиной, может быть множество. Здесь и влюблённость в своё детище, и психологическая зависимость от наркотика власти, и статусно-социальная самореализация, и ответственность за судьбы людей, и гражданская позиция, и даже склонность к мазохизму. Всё это, однако, не имеет значения в канве наших рассуждений. Нам важен сам факт того, что человек прошел не заметив историческую точку, в которой должен был определиться «кем быть»: стать ли ему эффективным собственником, или эффективным руководителем. В итоге, он стал понемногу тем и другим, но его эффективность оставляет вопросы.


Если весь бизнес завязан на административный ресурс и личные связи предпринимателя, то разговор о статусе эффективного собственника, отошедшего от оперативного управления, снимается с повестки дня. В бизнесах такого рода предприниматели вполне естественно стремятся к централизации, максимизации личного контроля за тем, что и как происходит в компании, ведь на кону и его репутация, и сами связи.


Если такой зависимости бизнеса от учредителя не прослеживается, то, как говорится, претензии небезосновательны. В ситуации, где жизнь предъявляет к управленческой верхушке задачи на качество менеджмента, а в офисах много говорят о лидерстве, логично ожидать от руководителей подразделений жажды именно лидерского примера. Почему бы людям не ожидать от первого лица и того, что он станет первым Лидером Перемен... Многим из нас приходилось испытывать чувство досады от того, что из компании уходят прекрасные специалисты. Исчерпав терпение на ожидание чуда, они уходят громко хлопнув дверью или с растерзанным от переживаний сердцем. Не только наёмные СЕО увольняют джобсов. Из своих сердец и профессиональной жизни их нередко увольняют как раз те, кто так необходим «компании с будущим», и кому впоследствии будут искать на рынке труда бледную замену.


Каждый случай индивидуален, но очевидно одно: мы не в силах изменить всё, что хочется. Особенно если не желаем учиться управлению изменениями. Истинный лидер преобразований – миссия не для слабых духом и именно для профессионалов. Джон Катценбах в своей книге «Real Change Leaders» (8) особое место уделил важности лидерства в переменах, пожелав каждому RCL заинтересованного покровительства в прогрессивных начинаниях. Но ведь и каждый собственник стремится к тому, чтобы его лидерство не оспаривалось, а принималось безоговорочно. Определяя отличия между предпринимателем и руководителем, с лидерства и начнём.


8. Катценбах Д. «Real Change Leaders».



Опубликовано в журнале "Business Excellence", №№ 12/2013, 1, 2, 3 /2014 г., Москва.



<< Назад ------- Вперёд >>