Mamma mia
Глава 2. Почему увольняют джобсов

Предприниматель бизнес создаёт. Весь тот путь, что он проходит от «посевной» через стартап к своему первому расцвету на его флагах два вопроса: «что» и «сколько». Фетишем для предпринимателя является продукт, добровольной каторгой – продажи, ночным кошмаром – обещания инвесторам. Некоторые предприниматели так и остаются всю жизнь блуждать в этих трёх соснах. И это плохо, когда перед нами директор уральского завода, но прекрасно – когда итальянский производитель вашего любимого продукта.


Изучать предпринимательство в России странно, мы не способны даже представить, что утратили за годы Советской Власти. По архивам и книжкам явление не постичь, поэтому я выбрала Италию как страну торжествующего предпринимательства для изучения этого социального феномена.


Возможно, кто-то удивится узнав, что такой открытой культуры знаний о менеджменте, как в России, в Италии нет. В книжных магазинах вы не найдёте не то что развалов, но даже самой секции «Менеджмент». В «продвинутых» либрериях едва ли имеется полка с надписью «Экономика»; там, рядом с брошюрами о налогах и бухучете, трудами Адама Смита и книжкой Ф. Котлера про 4p маркетинга, одиноко белеет биография Стива Джобса. В Италии не существует понятия «деловой бестселлер», а многие устаревшие в глазах российского читателя книги никогда не переводились на итальянский язык. Я составила список знаменитых авторов, много раз переиздававшихся у нас, и направилась в библиотеку экономического факультета Туринского Университета. Но таких имён, как Друкер, Питерс, Коллнз, Ламбен и др. там не слышали, и в компьютерной базе ничего похожего не нашли…


Конечно, менеджмент в нашем его понимании, в Италии есть. Знаниями о бизнес-процессах или стратегии особенно гордятся молодые итальянцы, получившие образование за рубежом. Менеджмент – это элитарное знание. Знающие «о чём» стремятся найти работу в крупной компании или в инновационном секторе экономики. На итальянском предприятии слово «менеджер» употребляют только к руководителям высшего звена и очень часто только к CEO.


Если допустить, что проамериканского менеджмента в Италии нет, тогда что есть? А есть вековая культура предпринимательства. Бесчисленное количество мелких производителей и семейных фирм преподают миру свои университеты производства, удержания качества, сохранения традиций и наследования. Верхом активности для предпринимателя в Италии является коммерция. Даже фраза «у меня экономическое образование» в разговорной речи совсем недавно звучало как «sono laureato il commercio».


Три кита предпринимателя – продукт, коммерция, расчёты (налоги) – являются не только базисом жизненной философии, но неприкасаемым культурным якорем. Никому не придёт в голову призывать итальянца-винодела, производителя сыров или обуви развиваться в сфере HRM, project-management или управленческого учёта. Если его бизнес начнёт расширяться, а персонал пребывать числом, то он скорее отправит детей за границу учиться искусству управления, чем станет учиться сам. У меня иногда создавалось впечатление, что вся экономическая машина здесь утроена так, чтобы предприниматель не думал не о чём, кроме качества продукта и его сбыте. То, что в России появилось сравнительно недавно – аутсорсинг бухгалтерского сопровождения – в Италии было всегда. Бухгалтеры (commercialista) здесь, как у нас нотариусы: получить профессию дорого и сложно, подтверждать лицензию и удерживать клиентов еще сложнее.


Многие торговые и производственные компании в России, кто сотрудничает с итальянскими партнерами, признаётся, что это непросто, но редко догадывается о том, в насколько разных деловых культурах мы существуем. Мои знакомые были рады партнёрству с теми итальянскими компаниями, лидер которой получил бизнес-образование в США. Где-то там, в другом полушарии сходятся наши представления о том, как надо работать.


Опубликовано в журнале "Business Excellence", №№ 12/2013, 1, 2, 3 /2014 г., Москва.



<< Назад ------- Вперёд >>