Сергей Капица о будущем человечества E-mail
Дневник - События проекта "Общее будущее"
22.10.2009 16:59

Выпуск блога от 22 октября 2009 г.

"Общая теория роста человечества. Как рос и куда идет мир человека". Книгу с таким названием представил ее автор Сергей Петрович Капица на заседании Никитского клуба в Москве 20 октября 2009 года. Мне посчастливилось слышать его доклад и унести с собой подписанный экземпляр книги (выпущена ММВБ тиражом 250 экземпляров). Представляется архиважным донести до сведения специалистов по развитию организаций содержание этой книги, а также обратить внимание всех стратегов и Развивающих на издание 1999 года ("Общая теория роста человечества / Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле / С. П. Капица. М. "Наука"). Очерк "О теории роста человечества" 1999 года вы можете скачать в формате pdf со страницы 1.



От лица всей команды Kinsmark выражаю огромную благодарность организаторам, Михаилу Сазанскому (ММВБ) за приглашение, а также лично президенту клуба Сергею Петровичу Капице. Было очень ценно узнать, насколько совпадают наши мнения по самым разным вопросам (от Единого Экзамена или важности временного фактора до авторского права). Было важно, говоря словами Стива Джобса, соединить воедино разрозненные точки из прошлого в настоящем. Было очень приятно видеть пример настоящего мужчины, который в 81 год блестяще ведет заседание, отвечает оппонентам и сохраняет чувство юмора в самых сложных ситуациях (молодым поучиться). Было удивительно отметить, что докладчик (представитель старшего поколения) применяет современные подходы к проведению презентаций; те самые, которые молодые и "передовые" руководители никак не могут освоить. Было очень своевременно заметить, что времени на поиск ответа на вопрос "меняться или нет" не осталось.



Рис. 1. Население мира от 2000 до Р.Х. до 3000 г. Предел роста


1 - население мира с 2000 г. д.н.э. согласно Бирабену . 2 - гиперболический рост и режим с обострением, характеризующий демографический взрыв (1), 3 - демографический переход, 4 - стабилизация населения, 5 - Древний мир, 6 - Средние века, 7 - Новая и 8 - Новейшая история. - чума 1348 года. - 2000 г. Заметим, что на полулогарифмической сетке экспоненциальный рост изображается прямой, которая никак не может описать развитие человечества за сколько-нибудь значительный период времени. На графике роста по мере приближения к демографическому переходу ясно видно сжатие исторического времени.


"Только один автор с его широким и уникальным опытом популяризации науки мог развить в такой оригинальной форме теорию популяционной динамики, в которой строгость и доходчивость идут рука об руку. Я полностью разделяю подход к развитию через культуру, когда каждый человек обладает уникальной способностью мыслить и творить. Это отличительная черта делает поведение непредсказуемым, что вселяет надежду на будущее". Профессор Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО (с 1987 по 1999 г.) Испания.


13. Основные положения и выводы теории роста.


...Подведем итоги нашего анализа.


С момента, когда 5-7 млн. лет назад, когда произошла мутация HAR1 F, ответственного за рост мозга, человечество развивалось как единая система, как популяция одного вида Homo. Новое качество сознания привело при передаче и умножении информации к новому глобальному механизму развития.


Коллективное информационное взаимодействие последние 1,6 млн. лет определяло социальную эволюцию человечества. В результате его численность возросла в 100 тыс. раз по сравнению с популяциями подобных человеку по разуму и ареалу обитания животных, не одаренных языком и сознанием.


Это взаимодействие, пропорциональное квадрату населения Земли, приводит к гиперболическому росту, устремляющемуся в бесконечность в 2020 году. Такое взаимодействие не линейно, не локально, и при усреднении вносит память в уравнение роста. Результирующий рост – неравномерный и неравновесный, и эти свойства нарастают по мере развития демографической революции и выражен в растущей бедности бедных при росте богатства плутократии.


Глобальный квадратичный рост детерминирован и «в большом» устойчив. На это указываю экспоненциально убывающие циклы развития, в полном согласии с этой периодичностью, которая установлена историками и антропологами. Однако развитие «в малом», ограниченное в пространстве и времени, неустойчиво и являет все признаки динамического хаоса.


Течение исторического времени оказывается неравномерным, ускоряясь в режиме с обострением по мере приближения к моменту демографической революции. Поскольку человечество не может больше поддерживать ускорение роста, наступает фазовый переход, и рост прекращается. Так происходит коренная перестройка режима развития человечества – переход к постоянному населению мира ок. 10 млрд. при возрастающем приоритете качества человека и общества.


Переход происходит благодаря внутренним процессам кинетики роста, которая определяется продолжительностью репродуктивного роста порядка 45 лет. Исчерпание ресурсов или изменения в окружающей среде при всей важности этих факторов не являются определяющими. Фундаментальный сдвиг в парадигме развития в критическое время глобальных перемен оказывает глубокое влияние на все аспекты жизни человечества. Эти внутренние системные факторы, обусловленные развитием, должны быть в фокусе внимания и ответственности мировых и национальных политических кругов и органов управления.


14. Заключение.


… В мире, охваченном глобализацией, проблемы продовольствия, здравоохранения и образования, энергетики и экологии требуют разработки конкретных политических рекомендаций, от которых зависит безопасность стран и мира в целом. Ведь в современном мире производительные силы достигли такого уровня, что на жизнеобеспечение человечества достаточно 15-20% его рабочей силы. Поэтому происходит перераспределение приоритетов развития, и все большее значение приобретают культура и наука во всех своих проявлениях. Россия в этой области, благодаря традициям в системе образования, пока обладает значительным заделом, однако существенно отстает в развитии и эффективности как сельского хозяйства, так уже и промышленности…


Во время Великой экономической депрессии в 1929 году Кейнс, обращаясь к внукам, говорил:


«Представим себе, что через сто лет мы будем в восемь раз богаче, чем сегодня. Если предположить, что не будет больших войн или значительного роста населения, то экономическая проблема будет решена… это означает, что экономическая проблема не является, если мы заглянем в будущее, неотступной заботой человечества.


«Почему, - вы можете спросить, - это так удивительно?» Это поражает, потому что если мы обратимся к прошлому, то обнаружим, что экономика, борьба за выживание была не только насущной задачей человечества, но была таковой для всего царства живого, с тех пор как в своих самых примитивных формах возникла жизнь. Мы с самого начала развивались в природе со всеми нашими устремлениями и глубокими инстинктами для решения экономических задач. Если же экономические проблемы будут решены, то человечество лишится своей первородной цели. Поэтому я с ужасом думаю о том, как следует переориентировать привычки и инстинкты обычного человека, которые складывались в его сознании в течение многих поколений, и от которых мы теперь просим отказаться за несколько десятилетий. Выражаясь современным языком, не должны ли мы ожидать «нервного срыва»?


Таким образом, впервые с момента своего появления человек стоит перед вызовом: как использовать свободу от насущных экономических вопросов, как занять досуг, который ему завоевала наука и растущий доход, для того чтобы жить мудро, в согласии и мире…


Будут и другие перемены в областях, которые несомненно придут, когда накопление богатства перестанет быть общественно значимым, глубокие изменения произойдут и в моральных установках. Мы сможем отбросить многие псевдоморальные принципы, которые преследовали нас в течение двухсот лет, когда мы возвели некоторые наиболее отвратительные свойства человеческой природы в ранг наивысших добродетелей. Жажда денег как средство накопления, в отличие от способа достижения радостей и целей в жизни, будет рассматриваться как то, чем она в действительности является, - как болезненная страсть. Как одна из тех полууголовных и полупатологических склонностей, изучение которых с содроганием следует предоставить специалисту по душевным болезням.


Однако не спешите! Время еще не пришло. Еще сто лет мы должны убеждать себя и других, что то, что белое – черное, а черное – белое, а подлое – полезно. Так что алчность, скупость и страх пока еще останутся нашими божествами. (Keynes J.M. Economics possibilities for our grandchildren. In Essays in Persuasion. London: McMillan, 1933)


Эти пророческие мысли приходят на ум сегодня, когда предвидения Кейнса становятся действительностью – тем будущим, которое уже произошло. Производство энергии уже достигло уровня, указанного Кейнсом, а ряд из рассмотренных выше следствий из демографической революции подтверждают предвидения великого экономиста, который много сделал для преодоления экономического кризиса 1929 года, и к наследию которого мы все чаще обращаемся.


… Ибо тот, кто не умеет «предсказывать прошлое», не может рассчитывать и на предвидение грядущего… В обозримом будущем нас ожидают переход к новой парадигме развития человечества, переход к обществу, где знания и система образования будут определять развитие. Поэтому должна произойти столь же резкая, как изменение скорости роста, смена целей и ценностей в жизни человечества…


… Моделирование роста человечества позволяют обратиться к проблемам нашего времени и к процессам, происходящим в России. Именно ответственное управление обществом и «конструирование будущего» требуют понимания масштаба нынешней революции и, в первую очередь, обращение к роли сознания и культуры. В этом случае материальное развитие и тем более стремление к обществу потребления больше не могут считаться столь приоритетной целью развития, как в недалеком прошлом.