English (United Kingdom)Russian (CIS)
Добро пожаловать на сайт Международной Гильдии Лидеров Перемен и её Управляющего Центра. МЫ НЕ КОНСАЛТИНГОВАЯ ФИРМА. Мы - союз SbA-практиков управления изменениями, центр компетенций, аккумулятор знаний. Будущее за Лидерами Перемен. Если вы - практик, давайте сотрудничать. Если вы генеральный директор - начните проект улучшений с его обсуждения с нами.

СНАЧАЛА МЫШЛЕНИЕ

Сначала мышление

Блог для практиков управления изменениями


Анатолий Вассерман: Как

отличить правду от лжи

Как отличить правду от лжи

Черниговская бизнесменам

Татьяна Черниговская: интервью для менеджеров

ТРИЗ Альтшуллера

ТРИЗ Альтшуллера

Опрос

Чего вам не хватает на этом сайте?
 

История игрушек. Непобеждённая Krebs Glas Lauscha
Главная - Новости
Written by Елена Маркушина   
Wednesday, 25 December 2019 11:55

За него мне предлагали 85 000 руб. Чего только ни сделают люди из допущений, что ты можешь продать друга... В 2019-м моему драгоценному Чиполлино исполнилось 60. Похоже, он не пропустил ни одной вахты: сначала украшал ёлку в доме моего детства в Севастополе, а потом переехал в Ленинград (поближе к месту своего рождения).


У вас есть любимая марка... ёлочных игрушек? Нет? У меня их две и первая называется КУЛЬТИГРУШКА. Артель с таким названием когда-то находилась на Рощинской улице в Ленинграде. Делали там ни кабы что, а ремесленные, стеклянные, расписные ёлочные игрушки. Во второй половине 50-х изделия этой «марки» были чудо как хороши. До чего дошёл прогресс в этой области, вы и сами знаете, и пока он шёл – на пластике и иноземной моде выросло два поколения россиян. Им трудно понять, что так привлекает в этих хрупких фигурках коллекционеров и исследователей, а между тем...


История русской ёлочной игрушки интересная и поучительная. Мало кто понимает, что вместе с производством мы утратили несколько традиций сразу:


1. Память и связь поколений крепче, если их поддерживают материальные свидетельства. Единение достигается и через присутствие в каждом доме схожих предметов, отзывающихся в сердце и душе. Не в каждой советской семье хранились дедовы награды или прабабушкины серебряные ложки, но украшения для ёлки были у всех. Вместе с самыми ценными раритетами под Новый год из коробки извлекались семейные легенды и добрая память. Вот и сегодня, в доме, где есть семья, людям важнее поместить на почётное место любимые игрушки, нежели следовать зарубежной моде...


2. Никто не заставлял советского человека покупать такие же игрушки, «как у соседа». Не было дефицита этих товаров как и однообразия в дизайне. Не было давления парткома, трудового коллектива и тем более рабской психологии, которую стало модно высматривать в советском прошлом изо дня сегодняшнего. Ёлочные игрушки объединяли людей так же, как книги Каверина или журнал «Юность». После выхода на экраны популярных фильмов на ёлках заблестели часы из фильма «Карнавальная ночь» (со стрелкой на без пяти двенадцать), в своё время появились игрушки-космонавты, дирижабли, спутники. Люди не только хотели что-то праздновать одновременно, они хотели чувствовать себя в этот день единым народом.


3. Как любой предмет, нагруженный смыслом, игрушка покупалась взрослыми со знанием дела (эстетические соображения нередко уступали место педагогическим). Целые наборы игрушек по сказкам Пушкина и Родари становились предметами гордости родителей. Мы помним сказки нашего детства ещё и потому, что их герои красовались на самом главном домашнем сооружении в самый волшебный праздник в году. Дошкольники знали, как выглядят овощи и фрукты, животные и птицы, грибы и даже национальные одежды народов нашей страны.


Чтоб сказку сделать былью


На сайте Citywalls, созданном питерскими энтузиастами (ценителями архитектуры), приводится историческая справка.


«В 1930-е гг. производством ёлочных украшений занималась входившая в Всекопромсовет артель "Изокульт". Она располагалась в Апраксином дворе на Мариинской линии. Кроме украшений из стекла и ваты тут выпускались барельефы вождей, игры и куклы. Цех по производству стеклянных ёлочных украшений в 1939 г. находился на Рощинской ул., 15. В 1940 г. "Изокульт" продолжила свою деятельность по старым адресам, а вот на Рощинской ул. 15 уже работала входящая в систему Ленкультпромсоюза артель "Культигрушка". Производство: ёлочные украшения. массовая скульптура и лабораторное оборудование. (Весь Ленинград на 1940 г. С. 192)... Артель "Изокульт" закрылась в 1947 г. Явилась ли артель "Культигрушка" родоначальником фабрики ёлочных украшений, пока установить не удалось.


В 1968 г. Фабрика ёлочных украшений на Рощинской 8 вошла в Производственное объединение "Ленинградская игрушка" (см. Московский пр., 25), а в 1970 г., после реорганизации производственного объединения, стала филиалом. С этого времени её название "Ленигрушка. Филиал №2 ёлочные украшения".


В 1992 г. ЛПО "Ленигрушка" было приватизировано, было создано АОЗТ (потом ЗАО) "Орбита", ставшее правопреемником предприятия. Оно было ликвидировано в 2010 г., само производство ёлочных украшений скорее всего прекратилось еще раньше».


Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга хранит редкие фотографии, в том числе, того самого производства, на котором в конце 50-х годов родился мой Чиполлино. Остаётся загадкой, каким образом удавалось добиться точности воспроизведения качества для этого вида изделий? Крупносерийное производство – и такие одинаковые игрушки одной серии (а не партии). В них множество мелких деталей, у каждого предмета своя уникальная раскраска. Каким образом удавалось сделать стеклянную игрушку доступной простому советскому человеку, если только не за счёт низкой (?) оплаты труда работников? (Процесс производства стеклянной ёлочной игрушки описан в статье на сайте любителей раритетов.)


Можно ли найти сегодня красивую игрушку? Можно. На развале во Владимирском Пассаже в Питере мне встречались коллекционные наборы и авторские изделия ручной работы. У нижегородской фабрики «Ариэль» есть свой интернет-магазин. Просто полюбоваться можно на выставках и в музее ёлочной игрушки, который находится в подмосковном городе Клин (ул. Староямская, дом 4).


История стеклянной ёлочной игрушки не оставляет места для споров о роли личности в Истории. В ремёслах уход мастера означает утрату технологии. Либеральная революция разрушила не только систему ценностей постсоветского человека, но и преемственность созидания в цепи поколений. То, что не было уничтожено Войной, погибло «под колёсами прогресса». В стране-победителе стеклянная викторианская ёлочная игрушка канула в Лету, а вот немцы пронесли её через войны, раздел и объединение Германии.


Спасти и приумножить


Вторая моя любимая марка ёлочных украшений носит гордое имя Krebs. 


История немецкой компании Krebs Glass Lauscha (Германия) – пример того, как немецкая предприимчивость и национальная солидарность сохранили традицию, рабочие места и лидерство.


Стеклодувным районом Германии с XII века является Тюрингия. В 1597 году в городе Лауша (герцогства Захсен-Кобург) Кристоф Мюллер и Ханс Грайнер основали первый стекольный завод. В 1847 году Ханс Грайнер младший начал изготавливать стеклянные игрушки в форме фруктов, печенья, орехов и шаров. Изнутри изделия серебрили (поначалу ртутно-свинцовым соединением), выглядели они волшебно, но были тяжелыми. Особый указ о признании новогодних шаров от Грейнера официальным рождественским украшением поддержал его дело, но в 1870 году Луи Грайнер-Шолотфегер отлил первую тонкостенную игрушку и покрыл изнутри нитратом серебра. Постепенно тяжёлые шары из разноцветного стекла, а также изделия, покрытые воском или лаком, отошли в прошлое. У ремесленного очага прочно обосновались стеклодувы. Игрушка стала лёгкой, изящной и к середине XIX века необычайно разнообразной (около 5000 форм).


По существу, немцы были монополистами в этом деле, пока на заре века XX их не потеснил производитель бус из чешского города Яблонец. Однако вплоть до начала Второй Мировой войны слава Лауши шла впереди имён своих трудолюбивых горожан. После раздела Германии город оказался на территории Восточной Европы, частные стекольные заводы отошли государству, но благодаря энтузиастам сохранилось несколько мелких производств. Среди мастеров развернулась конкуренция: одни были талантливыми художниками, другие – искусными придумщиками глазурей и технологических приёмов. Столицей ёлочного царства вскоре стал город Нойштадт в Западной Германии. 


После падения Берлинской Стены большая часть компаний в Лауше снова перешли в частные руки. Им предстояло конкурировать не только с соседями по континенту, но и с Индией, Мексикой, США, Колумбией и Китаем. К 1992 году ведущее предприятие Лауши VEB Thüringer Glasschmuck (1300 сотрудников) оказалось на грани банкротства...


Окончание истории на странице Источника